Современная автомобильная дорога представляет комплекс инженерных решений, позволяющий сооружать полосу высокого качества с отличными эксплуатационными параметрами. Технологии создания автодороги подразумевают постоянную нагрузку автотранспортом, с учетом полной безопасности и комфортного движения.
Технологические слои автодорог
Автомобильные дороги имеют плотное полотно, называемое земляным, и дорожную одежду. Они состоят из нескольких слоев, которые обеспечивают максимальную нагрузку и защиту от разрушений.
- грунт;
- песок;
- щебень;
- галька с вяжущим;
- асфальтобетон с гравием крупной фракции;
- асфальтобетон с гравием мелкой фракции.
Основание любой дороги в первую очередь состоят и земляной подушки. Она помогает создать форму всей полосе. Именно от земляной подушки зависит прочность и долговечность любой дороги. Чаще затраты на ее создание превышают половину от общей стоимости дороги. Высокие требования к выносливости дороги и ее качеству предписывают более высокие качества прочности и качественные материалы.
Верхние слои дороги должны иметь ровную поверхность, которая имеет высокие показатели сопротивления к истиранию (не более 1мм в год). Немаловажным является требование устойчивости к природным факторам, слой не должен смываться осадками и разрушаться от больших разбросов температуры.
Важно! Автомобильные дороги чаще разрушаются из-за неправильного применения или использования низкого качества вяжущего. Слой не должен пропускать воду, важна полная гидроизоляция. В противном случае попадающая в микротрещины влага расширяет их, а при замерзании и вовсе разрушает практически все слои.
Земляной грунт – обычной завозится предварительно, требует уплотнения и усадки. С его помощью формируется сама дорога. Его покрывают достаточным слоем песка, который создает морозоустойчивую защиту. На песок высыпают достаточно толстый слой крупного щебня, который засыпают щебенкой меньшей фракции с вяжущим. Это позволяет придать объемную форму дороге, а также создается достаточно прочная подушка – основание.
Верхние слои составляют асфальтобетонные покрытия. Они могут изготавливаться на больших асфальтобетонных заводах, если речь идет об огромной автомагистрали. Для создания и ремонта обычных автомобильных дорог применяют мобильные станции, которые имеют производительность всего несколько тонн в день. Для увеличения производства возможно применение нескольких станции одновременно.
Асфальтобетон
Основная составляющая, которая присутствует минимум в двух технологических слоях автомобильной дороги. Состоит из битума, песка, гравия необходимой фракции и различных минеральных наполнителей, заметно улучшающих свойства готовой массы. Добавление каучука, резины, серы, золы или смолы позволит асфальтобетону повысить свои морозоустойчивые параметры. Они также позволяют повышать шероховатость поверхности, звукоизоляцию и другие полезные свойства.
Нижний слой асфальтной рубашки покрывается крупнозернистым асфальтобетоном марки I, II с крупной фракцией щебня (состав 40-60% от общей массы слоя). Такой асфальтобетон имеет пористость 5-10%.
Мелкозернистый асфальтобетон марки I имеет высокую плотность, используется для трасс с повышенной интенсивностью. Содержание щебня в таком асфальтобетоне 50-60%, его остаточная пористость составляет 2,5-5%. Это самый верхний слой, который обязан быть водонепроницаемым и морозоустойчивым. Именно он непосредственно соприкасается с шинами, поэтому очень важен фактор его износостойкости.